Подавление пыли и борьба со смерзанием угля и рудных материалов. Проблемы и решения

Добыча и транспортировка угля как сыпучего груза сопровождаются двумя основными проблемами: смерзание и пыление. Отдельной проблемой, связанной с транспортированием горных материалов, является содержание грунтовых дорог в местах добычи полезных ископаемых. Для каждой из этих проблем есть эффективные и недорогие решения.

ООО «Зиракс» предлагает продукты и решения на основе применения эффективных пылеподавляющих и антисмерзающих реагентов ЮНИПЕЛЛ и ЭКОПЕЛЛ. Данные решения вошли в список Наилучших Доступных технологий Информационно-технологического справочника ИТС-46 НДТ в области горной добычи, транспортировки и хранения угля и рудных материалов.

Смерзание при перевозке

«Правилами перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте», утверждёнными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.04.1999 № 20Ц, предусматривается, что до предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

Грузоотправитель обязан принять дополнительные меры к предотвращению смерзания груза и его примерзания к стенкам полувагона в процессе его транспортировки.

Правилами предусматриваются несколько вариантов подготовки смерзающихся грузов к отправке:

  • предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;
  • предварительное промораживание увлажнённых грузов до их погрузки;
  • равномерная обработка груза в массе, а также дна и стенок полувагонов профилактическими средствами различной природы;
  • пересыпка груза разнообразными инертными материалами, например, древесными опилками.

Для горных пород, перевозимых открытым способом, эффективным является нанесение реагентов на внутреннюю поверхность вагонов, а также обработка ими самого груза.

Если этого не делать, у грузополучателей возникают дополнительные издержки по обеспечению выгрузки смёрзшегося груза. Это и использование так называемых тепляков, и затратная механическая выгрузка с ручной очисткой внутренней поверхности полувагона, и дополнительные затраты, связанные с вынужденным простоем подвижного состава.

ООО «Зиракс» производит специализированные продукты для борьбы со смерзанием угля и других рудных материалов. Составы против смерзания на основе специально разработанного реагента ЮНИПЕЛЛ выгодно отличаются от других аналогичных средств, в том числе от реагентов нефтяного происхождения, так как не огнеопасны, не создают токсичных паров и намного дешевле.

Реагент ЮНИПЕЛЛ имеет низкую точку замерзания. Наибольшей эффективностью для обработки против смерзания обладает раствор ЮНИПЕЛЛ концентрацией 29-30% и плотностью 1,287-1,294 г/см3. При этой концентрации реагент обладает наиболее низкой температурой кристаллизации до -51°С.

Составы на основе ЮНИПЕЛЛ, а также разработанный и выведенный на рынок в прошлом году усовершенствованный обеспыливающий и антисмерзающий реагент ЭКОПЕЛЛ, многокомпонентная смесь солей с ингибитором коррозии и ПАВ, характеризуются малой коррозионной активностью в сравнении с аналогичными растворами других солей.

ООО «Зиракс» поставляет потребителям из горнодобывающей отрасли такие усовершенствованные материалы для борьбы со смерзанием угля и рудных материалов.

Составы против смерзания на основе ЮНИПЕЛЛ и ЭКОПЕЛЛ выпускаются в форме гранул, что существенно снижает затраты на транспортировку к месту использования. Имея широкую сеть партнеров в регионах, ООО «Зиракс» организовывает приготовление готовых к использованию жидких рабочих растворов и своевременную доставку до места применения.

Пыление при погрузке и перевозке

Вторая проблема, всегда возникающая при перевозке сыпучих материалов открытым способом, это пыление. Считается, что с пылью может рассеиваться до 4 % перевозимого угля. Если это так, по дороге к потребителю рассеивается вплоть до 1 вагона из каждых 25. Это не только огромные прямые потери, также это огромный экологический ущерб, риск здоровью людей по всему маршруту от мест добычи, хранения и перевалки угля.

Наиболее интенсивным пылением сопровождается перевалка открытым способом с применением грейферной погрузки, движения транспортной техники по технологическим дорогам в местах добычи угля, в местах выгрузки и хранения, на обогатительных фабриках. Также сильно пылят места хранения угля насыпью, штабели угля, но в отличие от перевозки, пыление тут происходит постоянно.

вагоны с углем

Любые операции с сыпучими грузами без специальных мероприятий по снижению пыления однозначно приводят к тому, что пыль оседает на прилегающей территории, вредит природе и создаёт угрозу здоровью людей.

Нарушение технологий, условий перевалки приводит к загрязнению атмосферного воздуха и нарушению экологических и санитарных норм. По закону, организации, осуществляющие транспортировку, перевалку и хранение пылящих грузов, обязаны осуществлять мероприятия по снижению пыления.

Способов борьбы с пылением сыпучих грузов, есть не много. Конечно, самое важное — это организационные мероприятия, направленные на оптимизацию погрузочно-разгрузочных работ: рациональное размещение оборудования и мест разгрузки-погрузки, оптимизация режимов работ и пр.

Очень эффективны также меры изоляции мест интенсивного пыления — создание различных ограждений, размещение технологических узлов в крытых помещениях, организация ветрозащитных экранов и др.

Но самым эффективным и едва ли не самым популярным способом борьбы с пылью является увлажнение сыпучих материалов, в том числе и угля в процессе погрузки и во время его хранения. Это может производиться путем орошения или создания завесы из водяного тумана.

Технологически системы орошения могут размещаться как на самом погрузочном оборудовании, например, на портальных кранах или стакерах-реклаймерах, так и иметь мобильное исполнение — различные передвижные распылительные, туманообразующие и аспирационные установки.

Эффективным является закрепление пылящих поверхностей с помощью различных реагентов — места хранения грузов обрабатываются специальными составами, создающими устойчивую к ветру поверхностную плёнку. Но операцию нужно повторять при каждой перегрузке.

Недостатками метода увлажнения водой является невозможность его применения при отрицательных температурах, тогда как в России около 70% угольных терминалов работают в условиях длительного периода отрицательных температур.

Понятно, что даже недолгая остановка подачи воды на морозе приводит к остановке и повреждению дождевального оборудования. Другая проблема — это быстрое высыхание. При длительной перевозке вода из груза испаряется, и масса опять начинает пылить.

орошение технологических дорог

Для подавления пыли «Зиракс» предлагает решения на основе продуктов серии ЮНИПЕЛЛ и ЭКОПЕЛЛ, продукта с улучшенными рабочими характеристиками с помощью специализированных функциональных добавок. Связывая мелкие частицы, такие составы создают на поверхности груза достаточно прочную ветроустойчивую плёнку, длительное время сохраняют обработанную поверхность в увлажнённом состоянии и препятствуют пылению.

Обладая повышенной гигроскопичностью, реагенты ЮНИПЕЛЛ и ЭКОПЕЛЛ после обработки груза абсорбируют влагу даже из воздуха, поддерживая поверхность влажной. Поэтому эффект такой обработки намного дольше по сравнению с обработкой обычной водой. Однократной обработки достаточно на весь маршрут до конечного потребителя.

Технологически процесс использования составов на основе ЮНИПЕЛЛ и ЭКОПЕЛЛ не отличается от увлажнения пылящего груза водой. Для пылеподавления используется растворённый в воде ЮНИПЕЛЛ или ЭКОПЕЛЛ с плотностью 1,25-1,26 г/см3.

Приготовленное средство распыляется на пылящий материал с использованием любого оборудования. Для обработки 1 м2 пылящей поверхности достаточно примерно 0,2-0,4 кг твёрдого реагента в виде раствора.

При этом даже однократного применения препаратов в начале транспортного пути достаточно, чтобы снять проблемы на всем пути до потребителя.

Дороги на карьерах и горных выработках

Ещё одна проблема, с которой часто встречаются в местах разработки полезных ископаемых, это подавление пыли на технологических дорогах разрезов и карьеров, грунтовых и временных дорогах, используемых при разработке полезных ископаемых.

Давно и успешно применяется технология подавления пыли с использованием растворов ЮНИПЕЛЛ. Применение этой технологии входит в технологические регламенты по содержанию и эксплуатации на технологических дорогах в местах добычи полезных ископаемых и на дорогах общего пользования с переходным типом дорожных покрытий (песчаногравийные, щебёночные дороги).

Примером могут служить технологические площадки предприятий горнодобывающей промышленности, а также широкая сеть дорог в Архангельской области, Ленинградской области и в Республике Саха/Якутия.

А с 2016 года технология пылеподавления на основе продуктов ООО «Зиракс» успешно применяется на внутрипромысловых дорогах нефтедобывающего месторождения Тенгиз в Западном Казахстане. Данный проект является хорошим образцом эффективности решений ООО «Зиракс».

Таким образом, решения на основе ЮНИПЕЛЛ как в чистом виде, так и с добавлением антикоррозионных добавок, т.е. ЭКОПЕЛЛ, позволяют эффективно решать проблемы, возникающие при добыче и транспортировке угля, такие как смерзание, примерзание к стенкам вагонов и пыление.


Отраслевой информационный портал dprom.online,15.04.2020.

Решения для нефтегазовой отрасли / Промышленные решения / Пищевые добавки / Пылеподавление Контакты
Zirax - официальный партнер гандбольного клуба Каустик